Сегодня Христос обращается к нам с притчей. Царь сделал брачный пир для своего сына и посылает своих рабов пригласить званых на пир. Но эти званые нашли различные причины, чтобы не приходить и «пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою». Тогда царь посылает своих рабов пойти по дорогам и собрать всех, кого найдут «и злых и добрых». Среди них царь увидел человека, одетого не в брачную одежду, и приказал выгнать его.
Обычно эту притчу истолковывают как обращение к разным народам. Первая часть притчи адресована еврейскому народу, не ответившему на призыв Господа, обращавшегося к нему через пророков и даже через своего Сына. Вторая часть притчи касается язычников. Хотя они не были избранным народом, они, тем не менее, оказались приглашенными на пир. Христос говорит, что брачный пир наполнился, и среди пирующих были и злые, и добрые. Этим Он хочет сказать: для того, чтобы войти в Царство Небесное, не важно, принадлежим мы к избранным или нет, и даже не так важно, злыми или добрыми мы являемся. Главное – ответить на призыв Бога, который приглашает нас войти в Его радость. Все притчи о Царстве Небесном подчеркивают: чтобы войти в него, важно не количество добрых дел, но расположение нашего сердца. В Царство Небесное приглашены злые и добрые, старший брат и блудный сын, работники первого и одиннадцатого часа и даже мытари и блудницы. Единственное условие, необходимое для того, чтобы войти в Царство Божие, – ответить на приглашение. Сколько раз, братья и сестры, мы слышали призыв Бога, но считали, что наши дела важнее. Сколько раз мы откладывали молитву, участие в Евхаристии, не внимали призыву простить наших ближних или оказать им милость, потому что были заняты более важными для нас делами или считали себя не готовыми к этому. Сегодня Господь говорит нам, что Он ожидает от нас только ответа на Его призыв, потому что каждый из нас приглашен лично. Христос приготовил для каждого из нас место, где написано наше имя.
Однако, как говорится в притче, среди пирующих царь увидел человека, одетого не в брачную одежду, и приказал слугам удалить его с пира. Можно удивляться жестокости такого решения: этот человек был приглашен на пир прямо с улицы, где было ему взять брачную одежду? Что же означает это выражение «брачная одежда»?
Конечно, эту притчу можно истолковать литургически. Брачный пир – это Евхаристия. Во время Литургии священник говорит: «Блаженны званные на пир Агнца». Чтобы участвовать в этом пире, нужно облечься в брачную одежду, т.е. облечься во Христа в таинстве крещения. Как говорит апостол Павел: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27). Чтобы участвовать в этом пире надо также примириться с Богом в таинстве исповеди, которое может очистить и отбелить наши испачкавшиеся одежды.
Но это литургическое, символическое толкование таит в себе опасность сосредотачивать внимание только на внешней стороне. На самом деле выражение «брачная одежда» касается не внешнего вида приглашенных, а их внутреннего состояния. Можно сказать, что это одежды нашей души. Недостаточно быть приглашенным и ответить на этот призыв, надо еще готовить свое сердце к брачному пиру. Брачная одежда – это прежде всего любовь. Как говорит апостол Павел: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13, 3).
Перед распятием с Иисуса Христа сняли одежды. Святые отцы толковали это так, что в этот момент происходил чудесный обмен: Христос принял на себя нашу обнаженность, а мы получили Его одежды. Как говорит пророк Исайя: «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня» (Ис 61, 10). Пусть же Господь помогает нам каждый день ткать нашу брачную одежду из нитей нашей любви к Богу и милосердной любви к нашим ближним. Аминь.
Иакинф Дестивель ОР