С первых веков христианства существует обряд вручения молитвы «Отче наш» избранным, готовящимся к крещению на Пасху. Во время совершения этого обряда Церковь в молитве обращается к Богу такими словами: «Возрасти веру и разумение избранных Твоих, чтобы, возрожденные водами крещения, они были сопричтены к Твоим чадам усыновления». Действительно, молитва «Отче наш» – это молитва детей Божиих.
Первые христианские общины читали молитву «Отче наш» трижды в день. И сегодня в наших богослужениях эта молитва включена в утреню, вечерню, а также произносится каждый раз при совершении Евхаристии: после чтения евхаристического канона, перед причастием.
Молитва «Отче наш» – единственная молитва, которую дал нам Иисус. Поэтому она называется также молитвой Господней: Сам Господь Иисус Христос научил этой молитве Своих учеников. Тертуллиан говорил, что в этой молитве заключено все Евангелие.
Молитва начинается словами: «Отче наш, сущий на небесах». Новизна христианства в том, что мы дерзаем называть Бога Отцом. Мы можем обращаться к Богу как к Отцу, потому что Сын Божий, ставший человеком, открыл нам Его Отчий Лик. Отцом называют того, кто дает жизнь и закон. Отец является также образом любви. Говоря «сущий на небесах», мы имеем в виду не место, а присутствие Бога в сердцах праведных. Небо – обитель Отца, наше подлинное отечество, к которому мы стремимся и уже принадлежим.
Молитва Господня состоит из семи прошений, которые обобщают все возможные человеческие молитвы. Три первых прошения касаются Бога. Три – Божественное число, по образу Троицы. Четыре следующих прошения касаются человека. Четыре – число земное: четыре стороны света, четыре стихии. Итак, молитва «Отче наш» состоит из семи прошений, соединяющих Божественное и земное. Это соединение духовного и материального символизирует полноту и завершение творения. Бог создал мир в семь дней.
Молитва «Отче наш» начинается тремя прошениями, относящимися к Богу. Молясь, мы часто просим об очень многих вещах, забывая, что молитва должна касаться в первую очередь Бога и наших отношений с Ним, а только потом – нас самих. Тоже самое можно сказать и о Десяти заповедях: первые три относятся к Самому Богу, остальные – к человеку. Прежде всего, нам надо служить Богу. Соломон сначала построил дом для Бога и только потом – для себя. Не потому, что Бог в этом нуждается, а потому что Бог есть высшее благо для человека. Известно высказывание: если поставить Бога на первое место, все остальное в нашей жизни станет на свои места.
Три первых прошения молитвы Господней мы возносим к Отцу во славу Его: это прошения об освящении Его имени, о пришествии Царства и об исполнении Его воли. Произнося «да святится имя Твое», мы просим не о том, чтобы имя Божие стало свято, потому что оно уже свято, но чтобы святость его явилась через нас и в нас. Имя Божие было открыто Моисею, но нам оно явлено в полноте в имени Иисуса Христа. Это прошение заключает в себе все прочие. В первосвященнической молитве Иисус просит: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал» (Ин 17, 11).
Второе прошение «да придет царствие Твое» касается прежде всего второго пришествия Христа и окончательного установления Царства Божия. Но, конечно, мы молимся и о возрастании Царства Божия в нашей душе и нашей жизни.
В третьем прошении «да будет воля Твоя» мы просим Отца дать нам познать Его волю и исполнять ее. Именно в молитве мы познаем волю Божию и обретаем силы для следования ей.
Четыре следующих прошения выражают наши желания. Четвертое и пятое касаются нашей повседневной жизни: речь идет о наших повседневных нуждах и о прощении грехов. Два последних прошения касаются нашей духовной борьбы и победы над злом.
В четвертом прошении «хлеб наш насущный дай нам на сей день» мы выражаем Отцу небесному свое сыновнее (дочернее) доверие. Наш хлеб – это, конечно, пища, необходимая для жизни, но это также и Хлеб жизни: слово Божие и Тело Христово, которые являются прообразом брачного пира в Царстве Небесном. Мы просим, чтобы Господь дал нам этот хлеб на сей день. Как говорит Христос: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем» (Мф 6, 34). Нам надо учиться жить не прошлым, не будущим, но сегодняшним днем, доверяя Богу.
Пятое прошение «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» – это просьба о прощении наших грехов и проступков. Однако милосердие Божие может проникнуть в наши сердца, только если мы сами прощаем своим должникам, по примеру Христа и с Его помощью.
Шестое прошение «и не введи нас в искушение» не означает, что Бог нас искушает, мы просим Бога не дать нам войти в искушение, вступить на путь, ведущий ко греху. В Библии часто встречается учение о двух путях: пути праведном и нечестивом (Пс 1). В этом прошении мы просим, чтобы Господь вел нас путем праведным, чтобы мы не сошли с него. Мы просим о даре распознавания, что для нас является искушением, о силе противостоять ему, о благодати бодрствования и постоянства.
Последнее прошение «но избавь нас от лукавого» касается не абстрактного понятия, но конкретной личности – дьявола. Христианин молит Бога явить Свою победу над силами зла, уже одержанную Христом.
Иакинф Дестивель ОР
Библейский текст для обсуждения
Лк 11, 1-13
Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
Молитва: Пс 27 (26), 7-14
Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю,
помилуй меня и внемли мне.
Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»;
и я буду искать лица Твоего, Господи.
Не скрой от меня лица Твоего;
не отринь во гневе раба Твоего.
Ты был помощником моим; не отвергни меня
и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
ибо отец мой и мать моя оставили меня,
но Господь примет меня.
Научи меня, Господи, пути Твоему
и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
не предавай меня на произвол врагам моим,
ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
Библейские тексты для самостоятельного размышления
Мф 6, 7-8
А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
Мф 7, 7-12
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
Вопросы для размышления: Чему учит меня молитва «Отче наш»? Какое место занимает в моей жизни?
Традиция Церкви о Молитве Господней
Святой Киприан Карфагенский. Книга о Молитве Господней.
Учитель мира и Наставник единства прежде всего не хотел, чтобы молитва была совершаема врозь и частно, так, чтобы молящийся молился только за себя. В самом деле мы не говорим: Отче мой, сущий на небесах, — хлеб мой дай мне на сей день; каждый из нас не просит об оставлении только своего долга, не молится об одном себе, чтобы только самому не быть введенному во искушение и избавиться от лукавого. У нас всенародная и общая молитва, и когда мы молимся, то молимся не за одного кого-либо, но за весь народ, потому что мы — весь народ — составляем одно. Бог — Наставник мира и согласия, поучавший единству, хотел, чтобы и один молился за всех так же, как Он один носил нас всех. Этот закон молитвы соблюдали и три отрока, брошенные в печь огненную: они были согласны в молении и единодушны в духе согласия. В этом удостоверяет Божественное Писание, которое, показывая, как они молились, дает нам пример для подражания, чтобы и нам сделаться подобными им. Сказано: тогда сии трое, как бы одними устами, воспели и благоcловили Бога (Дан 3, 51). Они говорили как бы одними устами, хотя не Христос научил их так молиться. И потому-то речь их — молящихся — была убедительна и действительна: мирная, простая и духовная молитва была угодна Господу. По вознесении Господнем мы находим апостолов с учениками, молившихся подобным же образом. Все они, — сказано, — единодушно пребывали в молитве и молении, с женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его (Деян 1, 14). Они пребывали в молитве, единодушно, показывая и настоятельность своей молитвы, и взаимное согласие, потому что Бог, вселяющий единомысленных в дом, принимает в божественный и вечный дом Свой только тех, у кого молитва единодушна. О, каковы, возлюбленнейшие братья, тайны Молитвы Господней! Сколь многое и сколь великое заключено в кратком словами, но обильном духовной силой молении! В перечне небесного учения не пропущено ничего необходимого для прошений и молений наших!