Кажется, есть противоречие между праздником Христа-Царя и отрывком Евангелия, который Церковь читает в этот день во время Литургии. Литургические тексты торжества Христа-Царя говорят о триумфе Иисуса Христа, тогда как Евангелие повествует о Его страданиях. Эти два аспекта, две стороны праздника Христа-Царя можно сравнить с двумя сторонами витража в готическом храме: если смотреть на витраж снаружи храма, невозможно понять, что на нем изображено, но когда смотрим на витраж внутри храма, все становится понятным.
Почему существует такой праздник? Разве Сам Христос не отказался от этого титула? Разве после умножения хлебов, узнав, что люди хотят сделать Его царем, Христос не удалился от народа? Однако, когда Пилат спросил Иисуса: «Ты – Царь?», Он отвечает: «Царство Мое не от мира сего» (Ин 18,33-37). Что же значит для Христа быть царем? Три вещи.
Во-первых, для Иисуса царствовать означает служить, а не властвовать: «Цари господствуют над народами, – говорит Он, – и владеющие ими благодетелями называются. А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» (Лк 22,25-26). Вот сущность царствования Христа.
Но в чем заключается такое царственное служение? В первом чтении из Второй книги Царств, мы видим, что роль царя – объединение народа, которое происходит благодаря примирению разных групп. «Заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом» (2 Цар 5,3). И во втором чтении апостол Павел в послании к Колосянам объясняет, что цель царствования Христа – «примирить с Собою всё» (Кол 1,20). Роль царя, прежде всего, – служить единству, собирать свой народ. Примирение всего творения – второй аспект царствования Христа.
Но есть и третья черта Его царствования. Христос – Царь, потому что, делает каждого из нас царем, подобно Ему. Помните, в конце таинства крещения, священник помазывает голову новокрещенного, говоря, что он соединяется со Христом – священником, пророком и царем. Священник – это тот, кто приносит жертву; пророк – тот, кто возвещает о Царстве; царь – тот, кто служит всем. Итак, через крещение мы становимся священниками, пророками и царями во Христе. Цель царствования Христа – сделать нас царями. Как говорит книга Откровения: «Христос сделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр 1,6). Смысл царствования Христа – созидать Царство Божие. Праздник Христа-Царя завершает Литургический год, это праздник конца мира, когда всё будет соединено во Христе, когда все будут участвовать в царствовании Христа.
Царство Христа – это Царство, где Царь служит, где Царь примиряет всё, но, прежде всего, где Царь сделает всех царями. Поэтому и нам надо служить нашим ближним и быть миротворцами везде, где мы находимся. Так мы приготовим пришествие Царства Божия, где мы, надеемся, со Христом будем царствовать во веки веков.